Бароло как поле боя: модернисты против традиционалистов

Кавист Алексей Верховцев рассказывает о знаковом для итальянского виноделия противостоянии стилей
Для модернистов и традиционалистов винная карта Италии представляет собой арену боевых действий. Одни идут в наступление, другие занимают оборону. Давние конфликты то переходят в разряд тлеющих, то разгораются с новой силой. Причиной обычно выступает принципиальная позиция в вопросе: должны ли вина оставаться самобытными, отражающими сорт и терруар или винодел имеет право применять современные техники, меняющие традиционный стиль вина. Попробуем разобраться на примере некогда самой «горячей» винной точки Апеннинского полуострова – Barolo DOCG.
Пьемонтская резня бензопилой

В июне 1983 года в хозяйстве Джованни Алтаре в окрестностях деревни Ла Морра произошел конфликт, который наиболее ярко иллюстрирует многолетнее противостояние традиционалистов и модернистов в Бароло. Трое суток на винограднике Арборина не замолкал рев бензопилы: Элио Алтаре, сын Джованни, выкорчевывал старинные фруктовые сады, чтобы на их месте высадить органические виноградники. А после, спустившись в подвал винодельни, он распилил видавшие виды огромные ботти, чтобы заменить их на новые французские баррики. Лишенный после этого наследства, Элио был вынужден влезть в долги, чтобы после кончины отца выкупить у родственников семейное дело и начать свои смелые эксперименты.

К нему примкнула целая плеяда молодых виноделов, объявивших о создании современного (modern) стиля вин. Элио Алтаре не был первым новатором в Пьемонте, но он стал ветром, превратившим первые искры модернизма в пожар революции. Вместе с ним Анджело Гайя и Ренато Ратти по праву считаются отцами-основателями нового течения. Все они побывали в 70-х годах во Франции, где познакомились с последними достижениями виноградарства и энологии. Вдохновленные международным признанием и высокой стоимостью вин из Бордо и Бургундии, они захотели повторить этот успех.
Мальчики из Бароло

В начале 90-х неформальное объединение виноделов, возглавляемое Алтаре и известное сегодня как Barolo Boys («Мальчики из Бароло»), решило покорить американский рынок, где потребителям нравились яркие вина с фруктовой ароматикой и гладкой структурой.

Тогда Марко де Грация, выступавший посредником между производителями и виноторговцами, организовал дегустационный тур для модернистских вин в США, который обернулся грандиозным успехом. Спрос на новые вина из необычного сорта с давними традициями производства и аристократическим лоском превзошел все ожидания.

Публика и критика были на стороне новаторов, а Марко лично поехал в Пьемонт убеждать остальных виноделов производить вина в новом стиле. Кто-то согласился, многие стали умеренно использовать новые техники или выпускать несколько вин в разных стилях, другие же выступали категорически против любых изменений и вмешательства в традиционный способ производства. Так появился лагерь традиционалистов – непримиримых защитников наследия предков.
Баррик против ботти

Бутылку с бароло, произведенным традиционным образом, в лучшем случае можно открыть через десять лет, а иногда и этого длительного срока недостаточно для того, чтобы вино полностью раскрыло свой потенциал – слишком высоки изначальные танины. Традиционная долгая мацерация способствует значительной их экстракции, а выдержка в огромных ботти (объемом до нескольких тысяч литров) из нейтрального славонского дуба лишь помогает вину «успокоиться» и слабо влияет на его ароматические и вкусовые характеристики. Такой способ производства в большей степени передает сортовые особенности неббиоло и влияние на них определенного терруара. Это вино предназначено для долгого развития и требует от потребителя уважения к традициям его производства. Только проявив недюжее терпение можно в полной мере насладиться этим комплексным, щедрым, глубоким вином с ароматами розы, фиалки, кожи, трюфелей, подлеска и лакрицы с невероятно долгим послевкусием.

Модернисты практически полностью отказались от канонов и начали использовать весь спектр современных винодельческих техник: ограничение урожайности, ферментацию при пониженных температурах, использование искусственных дрожжей, короткую мацерацию, яблочно-молочное брожение. Но главным символом «мятежа» стал 225-литровый французский баррик, использование которого позволяло относительно быстро справляться с яркими танинами неббило: за пять-семь лет. На выходе получалось гораздо более дружелюбное вино с интенсивной фруктовой ароматикой, шелковистыми танинами и сладкой ванильной доминантой.
Выиграли все!

Популярность модернистов стала снижаться в 2000-х, когда стало ясно, что большинство вин, созданных новаторским методом, не обладают способностью к длительному развитию и выдержке, а сортовые ароматы неббиоло теряются на фоне чрезмерного использования барриков. Однако модернисты сумели привлечь небывалое внимание любителей вина со всего мира к Пьемонту, чем внесли огромный вклад в развитие региона. К тому же и сегодня можно встретить отменные образцы, созданные в современном стиле (Albino Rocca, Roberto Voerzio, Angelo Gaja).

К заслугам новаторов так же можно отнести практику делать вина с одного отдельно взятого участка (cru), которая сегодня используется повсеместно. В целом традиционалисты (Giacomo Conterno, Bruno Giacosa, Giuseppe Mascarello) вернули утраченные ранее позиции, но особенно удачно смогли воспользоваться ситуацией те, кто выбрал срединный путь – не отказываясь от достижений винодельческой науки, они также старались не потерять аутентичность уникального сорта (Pio Cesare, Ceretto, Marchesi di Barolo).
Дегустируйте вина Пьемонта и других регионов вместе с сомелье WineState на лекции для любителей «Виноделие Италии»!
14 июля/ 2020

Читайте также:
Автор: winestate